Как заменить тормозные колодки?

Что ни говори, но без тормозов уедешь так далеко, что можно и вовсе не вернуться. Сложно представить себе, каких бед может натворить автовладелец, управляя машиной с повреждённой тормозной системой. Такое к сожалению происходит, причём зачастую (и что самое неприятное), неожиданно для всех участников движения, и даже для самого водителя. Как избежать таких неприятных сюрпризов, которые могут окончиться трагически? Только постоянным вниманием и контролем за функциями этой важнейшей системы. Это позволяет гарантировать хотя бы временную безопасность на дороге, но стоит только одному из элементов системы выйти из строя, оказывается, что машина становится чрезвычайно опасным неуправляемым объектом. Поэтому замену этих элементов следует производить своевременно, в соответствии с регламентом. Один из таких элементов – тормозные колодки. Постоянная эксплуатация машины сказывается на их состоянии. Колодки постепенно изнашиваются. Как определяется, есть ли износ? Опытный водитель сможет сделать это без посторонней помощи, полагаясь лишь на свои ощущения. Для новичков, которые приобрели машину, бывшую в употреблении, существуют, конечно, диагностические центры. Но очень важно научиться самостоятельно определять, насколько колодки изношены, а при необходимости, произвести их замену без помощи профессионалов. Итак, что должен почувствовать водитель, подозревающий, что колодки значительно изношены? При резких торможениях на уровне колёс могут быть слышны удары, появляется ощущение увеличения тормозного пути, или то, что тормозная система ведёт себя странно, а в районе колёс на элементах тормозной системы могут появляться пыль или стружка. Понятно, что при стечении всех этих обстоятельств, следует исследовать всю систему, а особенно пристально – тормозные колодки. 

В среднем их замена производится через каждые 20 тысяч километров пробега, если, конечно машина эксплуатируется активно. Заменить их можно и раньше, но это не будет иметь смысла, а вот откладывать с заменой не стоит – слишком большая ответственность на них возлагается за человеческие жизни, их здоровье и имущество. 

Менять тормозные колодки начинают с подъёма автомобиля штатным домкратом с предварительно снятыми крепёжными болтами. Подвесив колесо, сорвать их невозможно, да и машина может с домкрата упасть и повредить элементы кузова. Затем со ступицы снимают колесо. Его не нужно убирать далеко, а для надёжности следует положить рядом с домкратом для использования в качестве дополнения к подпорке.

Далее отвёрткой с обеих сторон колодки разводят так, чтобы тормозной поршень пришёл в начальное положение. Не задевая тормозной шланг, надо суппорт отсоединить от направляющей втулки, открутив болт крепления. Неподдающийся болт срывать с усилием не надо. Достаточно аэрозоли WD-40, которая за несколько минут поможет справиться с проблемой. Тормозной суппорт со скобой скрепляют два болта. Откручивать нужно тот, что позволит откинуть в сторону скобу и корпус, не задев тормозного шланга. Можно извлекать колодки.

Старые и изношенные колодки нужно осмотреть с целью определения их изношенности. Если износ одинаковый – все элементы просто в обратном порядке собирают, а если фрикционный материал колодок изношен неравномерно, то придётся заменить ещё и пыльники. Именно из-за них при движении возможно заедание суппорта на втулках. Их тоже меняют, закладывая графитовую смазку. После чего прокладки возвращают на исходное место, устанавливают колесо, снимают машину с домкрата и затягивают крепёжные болты колёс. После операции замены надо обязательно понажимать на тормозную педаль. Это нужно во избежание зазоров между элементами тормозной системы. У машин, имеющих тормозную систему дискового типа, поршень ключом вворачивают в тормозной суппорт по часовой стрелке. Заменив колодки, производят резкое торможение, которое бы выгоняло воздух из системы, и проверяло колодки на визг и скрип. После правильной замены колодок не может быть капель тормозной жидкости под машиной, никакого подклинивания при торможении.

Многие начинающие водители, вероятно, обращали внимание на тормозящую машину: она как бы «клюёт» носом. Это происходит потому, что на передние колодки приходится гораздо большая нагрузка. Поэтому передние колодки изнашиваются намного быстрее задних. Принципиально замена передних и задних колодок не отличаются, просто сзади отсутствует рулевая тяга, и с втулкой следует обращаться аккуратно. Задние колодки имеют гораздо больший срок службы, следовательно, и эксплуатировать их можно без замены до 60 тыс. км.

Смотрим полезное видео с Ютубы: